5
(33)

Мы распланировали на каждый день экскурсионные маршруты в Риме и предлагаем вам также воспользоваться ими. Вы можете смело прокладывать в навигаторе уже проверенный нами маршрут и наслаждаться достопримечательностями Рима.

 

На второй день у нас была запланирована экскурсия в Ватикан, а дальше – в зависимости от времени и усталости. Рассказ о нашем посещении Ватикана вы можете посмотреть здесь. Но экскурсией в Ватикан мы не ограничились и еще прошли следующий маршрут.

1. Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Перейдя условною границу Ватикана, мы зашагали по улице Кончилиационе (Via della Conciliazione) в направлении Замка Святого Ангела. 

Улица Кончилиационе, обелиски вдоль улицы римляне прозвали медицинскими свечами.
Виа делла Кончилиационе, обелиски вдоль улицы римляне прозвали медицинскими свечами.

Улица Кончилиационе расположена в районе Борго ,который с давних пор являлся местом паломников. Самая известная достопримечательность Борго – замок Святого Ангела. 

История замка берет свое начало от эпохи Андриана, и строился он в качестве его мавзолея. Оттого замок имел соответствующее название: «Мавзолей Андриана». 

После падения Римской империи сооружение служило военным укреплением, защищавшим Рим от нашествия варваров. Именно в его стенах находили надежное убежище римские папы и их сокровища, для чего между Ватиканом и замком был сооружен тайный коридор. Позже крепость перешла во власть Ватикана и стала резиденцией римских пап. На нижних этажах замка находились тюремные камеры, организованные там католической церковью. Самыми известными узниками этой тюрьмы были Джордано Бруно, Бенвенуто Челлини, граф Калиостро. Тюрьма в замке была неприступной, и сбежать из нее было невозможно. Единственный человек, которому это удалось- скульптор, ювелир и авантюрист Бенвенуто Челлини.

Сегодня на территории замка находится музей. Всю информацию о нем вы можете узнать на официальном сайте.

«Замок Святого Ангела» сооружение получило во время эпидемии чумы. По преданию, Папа Римский увидел над замком Архангела Михаила, который вкладывал свой меч в ножны. Верующие решили, что это знак окончания эпидемии и не ошиблись. С тех пор замок получил нынешнее название и на нем установили скульптуру Ангела.
Название «Замок Святого Ангела» сооружение получило во время эпидемии чумы. По преданию, Папа Римский увидел над замком Архангела Михаила, который в это время вкладывал свой меч в ножны. Верующие решили, что это знак окончания эпидемии, и не ошиблись. С тех пор замок получил нынешнее название и на нем установили скульптуру Ангела.

Далее наш маршрут проходил по мосту Святого Ангела, на котором установлены скульптуры ангелов. Они повествуют о страданиях и мучениях Христа перед казнью. Ангелы созданы архитектором Бернини и его учениками. Каждая из скульптур уникальна и имеет надписи:

— «Престол мой на колонне»-ангел, держащий часть колонны, к которой был привязан Иисус во время допроса у Понтия Пилата;

— «Я готов к кнуту» — ангел, в руках которого кнут для бичевания Спасителя ;

-«В моё страдание вонзён шип»- ангел с терновым венцом;

-«Посмотри на лик Христа твоего»- ангел с судариумом (платком, которым женщина отерла лицо Иисуса и на нем запечатлелись его черты);

-«На моем одеянии гадали о будущем»- ангел с одеждой Христа и игральными костями.  По преданию на одежду Спасителя играли в кости;

-«Обратят взгляд на меня, которого распяли»- ангел с гвоздями. Ими был прибит к кресту Иисус;

-«Его правление — на плечах его»-ангел  с крестом, на котором распяли Спасителя;

 -«Царствует Бог с Древа» — ангел с табличкой «INRI»;

-«Мне давали пить уксус» — ангел с губкой (губку, смоченную уксусом, прикладывали к губам Христа для утоления жажды);

-«Ты, поразивший сердце моё»- ангел с копьем, которым умертвили Спасителя. Эта скульптура является напоминанием людям о том, какое горе они причиняют, совершая грех.

Мост Святого Ангела.

Следующим объектом для посещения у нас была площадь Навона. Направляясь в эту сторону, мы не обошли вниманием церковь, которая считается шедевром барокко.

Речь идет о церкви Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace). 

Зайдя внутрь, обратите внимание на фрески Рафаэля в Капалее Киджи (первая справа). Кроме того, здесь стоит посетить внутренний дворик Браманте, чтобы на втором этаже насладиться чашечкой кофе и другими приятными напитками. 

И вот мы на площади Навона. Она прекрасна своими дворцами и храмами, удивительными фонтанами и атмосферой, которую создают находящиеся здесь художники и музыканты.

2. Площадь Навона (Piazza Navona)

Овальная форма, в виде которой представлена площадь, не случайна. Во времена Римской империи здесь находился стадион императора Домициана. Не менее популярным это место было и в эпоху средневековья. Тогда арена преобразовалась в рыночную площадь, на которой устраивали праздники. Причем гуляния были с большим размахом. Для этого площадь наполняли водой, и разукрашенные кареты разъезжали по ней, как корабли по морю. В настоящее время площадь также является излюбленным местом римлян и туристов.

Площадь Навона буквально притягивает художников и музыкантов, а в рождественские праздники на ней устраивается ярмарка.

На что стоит обратить внимание, гуляя по площади? Сначала остановимся на зданиях.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне. Загляните в эту церковь, она необычна тем, что вместо фресок в интерьере представлены мраморные барельефы, также из белого мрамора выполнен главный алтарь с изображением Святой Агнессы, а на предполагаемом месте казни находится часовни ее имени. В часовне Святого Себастьяна в серебряной раке можно увидеть главу Великомученицы Агнессы.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне. Загляните в эту церковь, она необычна тем, что в интерьере вместо фресок представлены мраморные барельефы. Кроме того, из белого мрамора выполнен главный алтарь с изображением Святой Агнессы. На предполагаемом месте ее казни находится часовня имени Святой. А глава Великомученицы Агнессы покоится в часовне Святого Себастьяна в серебряной раке.

Без всякого сомнения, главным украшением площади Навона являются удивительные фонтаны, их здесь три.

В центре площади находится фонтан Четырех рек. Он создан гениальным архитектором Бернини и выполнен из белого мрамора. Центральную часть фонтана занимает обелиск с изображением римских императоров. Вершину обелиска украшает голубь с веткой оливкового дерева. Вокруг него расположились фигуры, символизирующие реки четырех частей света: Дунай – Европу, Нил – Африку, Ганг – Азию, Ла-Плата – Новый Свет.

Фонтан Четырех рек. Присмотритесь внимательно к фонтану и кроме фигур, символизирующих реки, вы увидите целые композиции, в которых участвуют кактусы и крокодилы, львы и скачущие лошади, дельфины и морские змеи.
Фонтан Четырех рек. Присмотритесь внимательно к фонтану и кроме фигур, символизирующих реки, вы увидите целые композиции. В этих композициях участвуют кактусы и крокодилы, львы и скачущие лошади, дельфины и морские змеи.

Следующий фонтан имеет название «Фонтан Мавра». Изначально он состоял из четырех тритонов (мифологические морские существа, плавающие на дельфинах) и масок с дельфинами. Позже Бернини дополнил фонтан фигурой Нептуна. Однако, жители увидели в ней черты мавра, поэтому именно это название и закрепилось за фонтаном.

Третий фонтан площади Навона называется «Фонтан Нептуна». Прежде он был обыкновенным бассейном, служившим источником воды для горожан. Скульптуры, которые сейчас его украшают, появились лишь в 19 веке. Центральное место композиции занимает статуя Нептуна, разящего осьминога с выпученными глазами. По периметру расположены морские нимфы с амурами и колесницей Нептуна.

Фонтан Нептуна имел и другое, народное название: «Фонтан медников», поскольку неподалеку жили и трудились ремесленники, которые производили различную утварь из меди.
Фонтан Нептуна имел и другое, народное название: «Фонтан медников». Оно связано с тем, что неподалеку жили и трудились ремесленники, которые производили различную утварь из меди.

Стоит сказать, что наш отель находился неподалеку от площади Навона. Поэтому мы решили немного передохнуть и потом уже отправиться на вечернюю прогулку в район Трастевере. Здесь мы рассчитывали увидеть живописные дворики местных жителей, прочувствовать жизнь настоящих римлян и посидеть в одном из многочисленных заведений итальянской кухни.

Однако, было бы неправильно умолчать о том, что можно посмотреть по пути от площади Навона до Трастевере. Возможно, вы отведете на эту часть Рима больше времени. Тогда вам следует обратить внимание на следующие места и достопримечательности.

В настоящее время площадь огорожена. На ее территории ведутся археологические раскопки, поэтому увидеть можно только развалины. Примечательна площадь тем, что на ее месте в эпоху Древнего Рима находился театр Помпея. Театр Помпея включал в себя: собственно, сам театр, сады и колоннады, храмовый комплекс, курию Помпея. И именно в этой курии проходило заседание сената, на котором был убит Юлий Цезарь в результате заговора. Не так давно испанские археологи обнаружили бетонную конструкцию, указывающую на точное место убийства Юлия Цезаря. Стоит сказать, что установлена она была его преемником, Октавианом Августом.

Эту небольшую площадь с фонтаном упоминал Иосиф Бродский в своем произведении «Пьяцца Маттеи»:

Я пил из этого фонтана

     в ущелье Рима.

Теперь, не замочив кафтана,

     канаю мимо.

Моя подружка Микелина

     в порядке штрафа

мне предпочла кормить павлина

     в именьи графа.

Композицию фонтана представляют четыре юноши, опирающиеся на головы дельфинов, и маленькие черепашки. Глядя на фонтан, кажется, что юноши подталкивают черепашек в чашу. Считается, что дельфины вместе с черепахами символизируют выражение, которое часто повторял император Октавиан Август: «Festina lente -торопись медленно».

Портик был построен императором Августом в честь его сестры Октавии. Сейчас от него остались лишь несколько колонн и часть фасада. Ранее это был целый комплекс зданий, включающий два храма, две библиотеки и Курию Октавии.

В средние века на этом месте находился рыбный рынок. Рассматривая портик, обратите внимание на надпись в его правой части на латинском языке. Надпись в переводе гласит: «Головы рыб, длиннее этой таблички, должны быть отданы консерваторам (т.е. членам городского совета) до первых плавников включительно». 

Справа от портика построили Церковь Сан Аджело ин Пескерия.

Возле портика Октавии находится театр Марцелла. У Октавии был сын Марцелл, которого император Август считал своим преемником. Однако, тот внезапно заболел и умер. В память о племяннике Август воздвиг огромный театр на 15 тысяч зрителей, который внешне похож на Колизей, но гораздо лучше сохранился. В средние века здание служило крепостью, а затем было дворцом знатного семейства. По этой причине его не так сильно растащили на стройматериалы. И что самое поразительное, верхняя надстройка здания, которому более 2000 лет, до сих пор используется, как жилое помещение.

Стоящие рядом с театром Марцелла три одинокие колонны- это остатки храма Апполона Врачевателя. Здесь же найдены остатки храма Беллоны, в котором римляне бросали копье. Этот ритуал означал начало официального объявления войны.

Портик Октавии находится в центре квартала, который со времен папы Павла IV являлся еврейским гетто. Павел IV Карфа отличался жестоким нравом. Основанное им в 1555 году гетто, включало приблизительно 2000 человек и размещалось на нескольких квадратных метрах в районе портика Октавии. Ворота гетто открывались утром и закрывались на закате. Позже сюда согнали евреев со всего папского государства.

В результате, евреи вынуждены были жить на маленькой территории и постоянно пристраивать этажи к уже существующим домам. Расширять территорию было строго запрещено. К концу XVII века в гетто проживало больше 9000 человек. Условия жизни в нем были бесчеловечными: территория затапливалась при наводнениях, существовала проблема с питьевой водой, постоянные эпидемии, перенаселенность.

Лишь в 1870 году, после объединения Италии и присоединения Рима к Итальянскому королевству, евреев приравняли к итальянским гражданам.

Трагическим периодом для жизни евреев было время Второй мировой войны, когда нацисты проводили депортацию евреев в лагеря смерти. 

Одним из главных достопримечательностей, находящихся на территории гетто, является Большая синагога. В 1986 году Папа Иоанн Павел II совершил визит в Большую синагогу. Позже этот исторический момент назвали «революцией» в иудео-христианских отношениях. 

В здании, кроме синагоги, находится еще Еврейский музей.

Что касается нас, то мы миновали все перечисленные объекты и подошли к реке Тибр. Для того, чтобы попасть в район Трастевере, нам необходимо было перейти на другую сторону по мосту Фабриция. И тут мы попали на самый настоящий остров, именуемый Тиберина.

Остров Тиберина и мост через Тибр.

3. Остров Тиберина

Про остров Тиберина существует интересная легенда, которая гласит о том, что раньше он был кораблем. На этом корабле римляне отправились в древнегреческий город Эпидавра к храму бога здоровья Эскулапу. Они хотели преклониться перед богом и умолить его об избавлении города от мора. Доплыв до храма, римляне увидели большую змею и взяли ее с собой. Но случилось чудо. Возвратившись в Рим, змея превратила корабль в остров. Оттого Тиберина и по сей день имеет форму корабля. 

Вскоре на острове был построен храм Эскулапа. Сейчас на месте древнего храма стоит церковь 11 века Сан-Бартоломео алла Изола (Chiesa San Bartolomeo alia Isola). Во время эпидемии чумы на Тиберине находился лазарет, поэтому остров был изолирован от внешнего мира и строго охранялся.

 

 

Поразмыслив обо всем этом, мы покинули остров и поспешили на другую сторону Тибра, в район Трастевере. К слову сказать, Трастевере с латинского так и переводится: «По ту сторону Тибра».

Церковь Сан-Бартоломео алла Изола. От древнего храма Эскулапа в церкви сохранилась крышка колодца. Она вмонтирована в ступени, которые ведут к алтарю.

4. Трастевере

Район Трастевере -непринужденный и колоритный, радушный и аутентичный. Здесь можно вкусно и недорого поесть настоящих итальянских блюд в уютных кафе и тратториях. При этом ничто не мешает спокойно наблюдать за протекающей жизнью римлян и слушать уличных музыкантов. 

Трастевере

Трастевере изначально был районом бедняков. Здесь проживали освобожденные рабы, проститутки, иностранцы и все те, чей доход не позволял селиться в Риме. В состав Рима район вошел в 1 веке н.э. К слову сказать, при императоре Аврелиане была построена стена вокруг Рима, которая проходила через Трастевере. Части этой стены по сей день можно увидеть в Риме. 

Нынешний облик района наполнен духом средневековья, во времена которого он выглядел достаточно контрастно. Хижины и лавки многочисленных ремесленников здесь соседствовали с храмами, усадьбами аристократов и виллами банкиров. 

К сожалению, в Трастевере мы попали, когда было уже достаточно поздно. Поэтому на осмотр местных достопримечательностей уже не рассчитывали.

Мы просто погуляли по району, посидели в кафе, которые так и манили своими головокружительными ароматами, поели на десерт вкуснейшего в мире мороженого, и наконец, ощутили итальянскую «Dolce vita».

Но если у вас будет больше времени вы обязательно посетите следующие достопримечательности.

Площадь Санта Мария ин Трастевере является одним из центров ночной жизни района. На ней расположен фонтан, который еще со времен императора Августа снабжал Трастевере водой. Вокруг фонтана вечером собираются зрители, наблюдающие за выступлениями уличных артистов. Но главной на площади все же является церковь, которая и дала ей название.

Церковь Санта Мария ин Трастевере — одна из самых старых церквей Рима. Ее отличительной особенностью является золотая мозаика на фасаде. Храм основали еще до Рождества Христова в том месте, где из земли бил черный фонтан, по всей видимости нефтяной. Это событие посчитали указанием на Пришествие Спасителя. Легенда гласит, что фонтан был настолько велик, что поток жидкости дошел до Тибра. В память о необычном явлении на полу перед алтарем выложен черный круг из мрамора. Это место отмечено следующей надписью: «Отсюда истекло масло, когда Христос воссиял из Девы. Здесь даруется прощение, кто бы его ни попросил. Здесь рождается масло, как Господь от Девы, и чрез это двойное помазание сделался Рим священной главою всех земель».

Кроме того, в церкви стоит обратить внимание на мозаичный цикл «История Богоматери». Он создан известным итальянским художником Пьетро Каваллини в XIII веке. Мозаичные композиции изображают шесть эпизодов из жизни Девы Марии: «Рождество Богоматери», «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне» и «Успение Богоматери».

Однако, главным сокровищем церкви является икона Богоматери Милосердия, находящаяся слева от алтаря в капелле Альтемпс. Это по-настоящему древняя икона. По мнению некоторых экспертов, она была написана в конце V века. Верующие же считают, что образ Богоматери Милосердной является нерукотворным.

Музей посвящен жизни римлян в XVIII-XIX веках. В нем находятся скульптуры, живопись, фотографии, изображающие данный период. Здесь можно увидеть манекены, наряженные по моде того времени. Они показывают характерные сцены из жизни римлян. Но судя по отзывам, в музей стоит идти, если вам уже больше нечего делать в Риме.

Официальный сайт музея.

Эта беломраморная церковь расположена на холме Яникул. Изначально считалось, что здесь был распят Апостол Петр. На месте предполагаемого распятия стоит круглая часовня Темпьетто, построенная знаменитым итальянским архитектором Донато Браманте. Но в настоящее время эксперты склоняются, что Апостол был казнен в Ватикане. 

Ради чего стоит взбираться на холм, кроме часовни Браманте? Ради Беатриче Ченчи, если вас впечатлила ее трагическая история. Место захоронения Беатриче находится в четвертой слева капелле без надписи. Стоит сказать, что Беатриче Ченчи казнили 11сентября 1599 года на мосту Сант-Анджело по обвинению в убийстве отца. Но до сих пор эта история полна тайн. 

К образу Беатриче обращались художники, ей посвящали оперы, балет, фильмы. О ней писали произведения такие известные писатели, как Александр Дюма -«История знаменитых преступлений», Стендаль- «Ченчи», Оскар Уайльд-«Ченчи». Говорят, что в ночь на 11 сентября на мосту Сант-Анджело можно увидеть призрак Беатриче Ченчи.

Этот огромный фонтан сооружен в виде фасада церкви. Он также находится на холме Яникул недалеко от храма Сан-Пьетро-ин-Монторио.

Взбираться к нему достаточно высоко, но за свои труды вы получите красивый вид с панорамной площадки и отсутствие толп туристов.

Еще одна достопримечательность, расположенная недалеко от церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио — Дворец Корсини. В этом грандиозном Палаццо проживала королева Кристина Шведская. Она была известна своими блистательными приемами, на которых собирались видные ученые, писатели, художники. Позже здесь жил старший брат Наполеона Бонапарта-Жозеф. 

Сейчас в одной части здания располагается галерея. В ней представлена коллекция произведений искусства знаменитых художников, среди которых: Рубенс, Караваджо, Пуссен, Антонис ван Дейк, Беато Анджелико, Мурильо. Другая часть дворца принадлежит Академии наук.

К Палаццо Корсини прилегает большой парк, который в настоящее время является Ботаническим садом. Здесь приятно уединиться и отдохнуть в жаркую погоду, правда не бесплатно. Самое интересное место в парке- японский сад, который особенно красив весной во время цветения.

Напротив палаццо Корсини находится вилла Фарнезина. Она знаменита великолепными фресками известных мастеров. Изначально здание строилось для очень крупного банкира Киджи. Позже его приобрел кардинал Фарнезе, именем которого она сейчас и называется. 

Проект виллы разработал архитектор Бальдассаре Перуцци. Кроме того, Перуцци расписал фресками потолки Зала Галатеи. На этот зал и его фрески стоит обратить особое внимание. Дело в том, что мастер изобразил на потолке созвездия. Причем звезды на них разместил так, как они были расположены на небе 1 декабря 1466 года –в день рождения банкира, хозяина дворца. 

Салон перспективы тоже расписал Перуцци. Здесь, за вымышленными, нарисованными колоннами, которые кажутся вполне натуральными, показаны виды Рима. Если внимательно присмотреться, то среди городского и сельского ландшафта можно рассмотреть и саму виллу Фарнезина

Дворец также украшают шедевры Рафаэля. Им расписана лоджия Галатеи с ее знаменитой фреской «Триумф Галатеи», лоджия Амура и Психеи. Стоит сказать, что фрески лоджии Психеи изображены таким образом, что они являются естественным продолжением сада. 

Рассматривая фреску «Триумф Галатеи», обратите внимание на достаточно большой рисунок под потолком, на котором запечатлена голова юноши. Считается, что этот портрет принадлежит кисти Микеланджело. Не застав Рафаэля на месте, Микеланджело оставил ему таким образом послание, которое сохранилось до наших дней. 

Говорят, что именно во время работы над росписью виллы Фарнезина, Рафаэль увидел на улице квартала Трастевере девушку, поразившую его своей красотой. Это была дочерь пекаря Маргарита Лути, ставшая впоследствии натурщицей художника. «Маленькая Форнарина» (от итальянского слова «форно» – печь) называл ее Рафаэль.  Считается, что именно она послужила прототипом для «Сикстинской Мадонны».

Сейчас на территории виллы работает музей, его официальный сайт .

Обойдя все или не все вышеперечисленные достопримечательности, вы окажетесь снова у Тибра. А это значит, что рассказ этого дня подошел к концу. Завтра предстоит следующий день, не менее насыщенный.

Была ли полезна данная статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Мы сожалеем, что этот пост не был полезен для вас!

Позвольте нам улучшить этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?