5
(18)

Мы распланировали на каждый день экскурсионные маршруты в Риме и предлагаем вам также воспользоваться ими. Вы можете смело прокладывать в навигаторе уже проверенный нами маршрут и наслаждаться достопримечательностями Рима.

Итак, мы уже два дня бродили по Риму, а Пантеон, который был виден из окон нашего отеля, и вокруг которого мы постоянно кружили, оставался неизведанным. Поэтому на третий день пребывания в Вечном городе мы направились именно к нему. Конечной точкой маршрута была обозначена площадь Пополо.

Итак, друзья, в путь.

1. Площадь Минервы (Piazza della Minerva) и Базилика Санта Мария сопра Минерва (Basilica di Santa Maria Sopra Minerva). 

По пути к Пантеону мы проходили мимо площади Минервы, названной в честь богини мудрости. Здесь нам хотелось посмотреть слоника работы Бернини. Помимо слоника интерес вызывает и обелиск, который он держит на своей спине. Этот обелиск был трофеем, привезенным в свое время Юлием Цезарем из Египта. 

Но не только скульптурой Бернини знаменита площадь. На ней расположена церковь Санта Мария сопра Минерва, хранящая подлинники великих мастеров. Речь идет о мраморной скульптуре Христа «Христос с крестом», созданной Микеланджело. Находится она слева от алтаря. Кроме того, достойны внимания парящий медальон на мемориале монахини Марии Раджи работы Бернини и капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи.

 Стоит сказать, что в свое время базилика прославилась судами инквизиции, которые проводили здесь над еретиками. Самыми известными из них были граф Калиостро и Галилео Галилей. Если великий ученый когда-то и произносил свою знаменитую фразу: «И все -таки она вертится!», то это было именно здесь. 

Кстати говоря, недалеко от церкви находится швейное ателье и магазин «Гаммарелли» (Gammarelli). Вы наверняка его заметите, поскольку в витрине красуются кардинальские мантии. Даже если вам не нужна мантия кардинала, все же зайдите в этот магазин. Тогда вы точно с гордостью поедете домой в настоящих носках, которые носят епископы и кардиналы. Носки здесь представлены различных цветов и для разного времени года: шелковые, фильдекосовые из тонкого хлопка и шерстяные из нежной мериносовой пряжи. Но самое важное -определиться в цвете носков. Главные из них следующие: белый- для папы, красный- для кардиналов, фиолетовый- для епископов, а черный — для повседневного использования всеми священнослужителями. Выбирайте- какого статуса носки вам по душе!

Говорят, что Бернини живого слона в глаза не видел, а позировал ему поросенок. И действительно,фигура слоника явно напоминает хрюшку . Надпись на памятнике гласит: "Необходима прочная голова, чтобы выдержать твердые знания".
Говорят, что Бернини живого слона в глаза не видел, а позировал ему поросенок. И действительно,фигура слоника явно напоминает хрюшку . Надпись на памятнике гласит: "Необходима прочная голова, чтобы выдержать твердые знания".

2. Пантеон

Наконец, мы достигли своей цели: одного из самых гениальных и в то же время полного мистики и загадок сооружения-Пантеона. 

Стоит отметить, что Пантеон имеет форму ротонды, то есть цилиндрической постройки. Он расположен на площади, которая так и называется: площадь Ротонды. В ее центре находится фонтан с египетским обелиском. Удивительным является тот факт, что обелиск создан в 13 веке до нашей эры при фараоне Рамзесе II. В 1 веке нашей эры монумент совершил путешествие из Египта в Древний Рим, и пережив средние века, стоит по сей день.

Как известно, первое здание Пантеона было построено в 25-27 годах до нашей эры консулом Марком Агриппой и служило храмом всех богов. Слово «пантеон» произошло от греческого pan -все, и Theos –бог. Главные и особо почитаемые боги того времени: Юпитер, Сатурн, Юнона, Минерва, Марс, Веста, Меркурий, Церера, Аполлон, Диана, Венера, Вулкан составляли, так называемый, Совет богов пантеона Древнего Рима.

 Однако, первый Пантеон сгорел. К сожалению, восстановленный во времена императора Домициана второй вариант тоже не пощадил пожар. Следующее здание возведено при императоре Адриане в 125 году нашей эры. 

Архитектором этого проекта был Аполлодор Дамасский. 

Подтверждением гениальности Аполлодора Дамасского является Пантеон. О выдающихся архитектурных подходах, примененных при его строительстве, чуть позже. А сейчас стоит сказать, что при воссоздании Пантеона, император Адриан решил увековечить имя консула Марка Агриппы, построившего первое здание. В результате, на фасаде Пантеона можно увидеть надпись большими буквами: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Во время средневековья, когда уничтожалось все, связанное с язычеством, Пантеон спасло от разрушения следующее. В 609 году указом Папы Римского он был превращен в христианскую церковь и освещен именем Девы Марии и всех Мучеников.

«Храм всех богов - языческий, Христов, Простой и мудрый, величаво-строгий, Не раз я видел, как из тьмы веков, Взыскуя света, ищет мир дороги, Как все течет: народы, царства, боги. А он стоит, для веры сохранен, И дом искусств, и мир в его чертоге, Не тронутом дыханием времен. О, гордость зодчества и Рима - Пантеон». (Джордж Байрон)

«Храм всех богов — языческий, Христов, 

 Простой и мудрый, величаво-строгий,

Не раз я видел, как из тьмы веков,

 Взыскуя света, ищет мир дороги,

Как все течет: народы, царства, боги. 

 А он стоит, для веры сохранен,

И дом искусств, и мир в его чертоге, 

 Не тронутом дыханием времен.

О, гордость зодчества и Рима — Пантеон.»
(Джордж Байрон)

 

И вот перед нами стоит величественное здание, просуществовавшее две тысячи лет и до сих пор хранящее множество загадок и чудес. Чем же так загадочен и мистичен Пантеон?

 Первое, что вы видите, рассматривая здание снаружи, это-колонны. На входе в Пантеон стоит 16 цельных колонн из гранита. Высота их около 13 метров и вес около 60 тонн. Как можно было доставить такую махину из Египта? Не говоря уже о том, каким образом они были высечены древними египтянами. Но это уже совсем другая история. 

А мы вернемся к Пантеону. Итак, снаружи бросается в глаза классический фронтон, портик с колоннами, а самой ротонды практически не заметно. Но попадая внутрь, оказываешься уже в круглом пространстве. Причем Пантеон построен так, что ваше поле зрения совпадает с внутренними размерами помещения. Вам не надо переводить взгляд, чтобы увидеть какие-то части интерьера.

Но все же взгляд вы обязательно переведете, чтобы внимательно рассмотреть купол. Купол Пантеона напоминает небесный свод, а в реальности он представляет собой полусферу. Диаметр полусферы составляет 43 метра и равен высоте здания. Таким образом, в пространство помещения можно вписать шар, половину которого образует купол. Купол Пантеона  по своим размерам превосходит все купольные своды мира, сооружавшиеся в последующее время. 

Однако, купол имеет еще одно удивительное архитектурное решение. Речь идет о широком круглом проеме в вершине купола, диаметр которого 9 метров. Называется он «oculus», то есть глаз. Это единственный источник естественного света в здании. В зависимости от времени суток, oculus освещает разное пространство. Главное таинство этой игры света происходит в день основания Рима-21 апреля. Именно в этот день столб света освещает вход в Пантеон.

Конечно же, погода бывает солнечной не всегда. Случается, что идет дождь и снег, которые также проникают через отверстие внутрь храма. Однако, мраморный пол Пантеона чуть заметно приподнят в середине. Благодаря этому, вода быстро стекает к сточным желобам, которые расположены вдоль стен.

Красивая религиозная традиция, в которой задействован «oculus» происходит на праздник Пятидесятницы. В этот день, в том числе и в настоящее время (ведь Пантеон - действующая церковь), через отверстие в куполе верующих осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа.
Красивая религиозная традиция, в которой задействован «oculus», проходит на праздник Пятидесятницы. В этот день через отверстие в куполе верующих осыпают лепестками красных роз.
В алтаре церкви вы увидите небольшую икону Божьей матери «Одигитрия». Это копия иконы, написанной, по предположениям, апостолом Лукой. Оригинал иконы был подарен Папе Бонифацию IV в 609 году по случаю превращения языческого храма в христианскую церковь, однако, сейчас он не доступен для поклонения верующим.
В алтаре церкви находится небольшая копия иконы Божьей матери «Одигитрия». Предполагают, что икону написал апостол Лука. Ее оригинал был подарен Папе Бонифацию IV в 609 году по случаю превращения языческого Пантеона в христианскую церковь. К сожалению, подлинник сейчас не доступен для поклонения верующим.

Пантеон является местом захоронения великих людей Рима.  Среди них- первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II (вспомните площадь Венеции с его памятником). На месте его погребения вы увидите надпись: «Витторио Эмануэле II –отцу Отечества». Также здесь находится гробница великого Рафаэля, который руководил реставрацией храма. Согласно завещанию, Рафаэль был похоронен в здании Пантеона.

На саркофаге гениального художника (крайний справа) написано: "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - Природа боялась быть побеждённой, а после его смерти - умереть".

Вероятнее всего, чудо Пантеона никому не дано повторить. С такими мыслями мы отправились дальше, унося с собой неразгаданные тайны уникальности Пантеона.

Официальный сайт Пантеона.

Напомним, что конечной точкой маршрута у нас была площадь Пополо. Однако, мы планировали обязательно пройти через площадь Испании. По дороге у нас были две церкви, хранящие подлинники Караваджо. Картины, представленные в этих храмах написаны в его «темной», «сумрачной» манере. Поэтому, если работы Караваджо на религиозную тематику вызывают у вас пессимизм и тоску, можете сразу направляться к колонне Марка Аврелия.

3. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези (Sancti Ludovici Francorum de Urbe)

В этой церкви находятся три работы великого Караваджо, посвященные апостолу Матфею: «Призвание апостола Матфея», «Апостол Матфей и ангел» и «Мученичество апостола Матфея». Стоит сказать, что написаны они в мрачных, трагических тонах. Расположены картины в пятой капелле слева.

Официальный сайт церкви.

«Мученичество апостола Матфея», Микеланджело Караваджо.

4. Церковь Святого Августина или Сант-Агостино (Sant’Agostino)

Зайдя в церковь Святого Августина, направляйтесь к первой капелле с левой стороны. Здесь вы найдете картину Караваджо «Мадонна ди Лорето» («Мадонна пилигримов»).

Кроме того, обратите внимание на фреску Рафаэля «Пророк Исаия». Она находится слева при входе в центральный неф, высоко на колонне. Эта фреска послужила предметом ссоры между Рафаэлем и Микеланджело. Дело в том, что Рафаэль написал ее в стиле, в котором работал Микеланджело над Сикстинской капеллой. В результате, Микеланджело заподозрил Рафаэля в изучении Сикстинской капеллы, в которую до официального открытия никого не пускал.

Алтарь церкви создан по проекту Бернини. Его украшает икона византийской Мадонны, привезенная из Константинопольского собора Святой Софии в 1453 году.

«Мадонна ди Лорето», Караваджо
«Мадонна ди Лорето», Караваджо.

Эта картина вызвала в свое время много споров. Публике и духовенству не понравились не только неопрятный вид паломников и их грязные ноги, но и глубокое декольте Богоматери. Мало того, черты лица Мадонны напоминали им известную римскую куртизанку.

5. Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)

Если вас не заинтересовали предыдущие две церкви, вы можете сократить путь и направляться от Пантеона сразу в сторону колонны Марка Аврелия. Она во многом напоминает колонну Трояна, на ней также изображены сцены войны. Монумент был воздвигнут в честь победы императора Марка Аврелия над германскими и сарматскими племенами. Внутри колонна полая и имеет ступени, ведущие наверх. Здесь раньше находилась статуя императора, а с 16 века ее заменили на Святого Павла. О самом же Марке Аврелии, о его книге и конной статуе мы уже упоминали, рассказывая про площадь Капитоля.

Колонна осталась позади, и мы подошли к знаменитому фонтану Треви. Сложно сказать, расположен ли фонтан на перекрестке именно трех дорог, но его название так и переводится- «Три улицы». «Tre»-три, «vie» –улица.

Колонна Марка Аврелия
Колонна Марка Аврелия

6. Фонтан Треви (Fontana di Trevi)

От вида фонтана создается ощущение, что где-то я его уже видел. И это не удивительно. Многие фильмы, связанные с Римом, в обязательном порядке имеют сцену с участием фонтана Треви. Самым известным является кадр из картины Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita), когда Марчелло Мастроянни вслед за Анитой Экберг отправился в бассейн фонтана.

Но вернемся к фонтану Треви. 

История его возникновения уходит во времена Древнего Рима. Тогда на месте фонтана находилась каменная чаша, наполненная водой, с красивым названием «Вода девы».  Из этой чаши жители Рима набирали воду для своих повседневных нужд. В 17 веке правящий в то время папа решил преобразить источник воды. Под руководством гениального Бернини скромная чаша приобрела облик фонтана. Позже его дополняли ученики Бернини. Свой нынешний вид Треви получил благодаря творению прославленного архитектора Николы Сальви.

В результате последовательной работы нескольких архитекторов, в настоящее время мы видим следующую композицию: титан Океан, повелитель всех вод, выезжает на своей колеснице из морских глубин. Колесница запряжена двумя морскими конями, которых ведут под уздцы тритоны.

Задней стороной фонтан Треви пристроен ко дворцу Поли. На фасаде дворца расположены статуи двух богинь – Здоровья и Изобилия, а над ними- два барельефа. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник воды. На левом- Агриппа утверждает план своего водопровода. Стоит сказать, что консул прославился не только упоминаемым ранее Пантеоном, но и строительством двух водопроводов и первыми бесплатными банями в Риме. Подняв глаза еще выше, вы увидите четыре женские фигуры. Они символизируют четыре времени года. А в центре нельзя не заметить надпись о том, что: «Великий понтифик Климент XII, согласно чудесной традиции, открыл фонтан Девственной воды, ее Целебность и изобилие в 1735 году».  Жаль, что папа не упомянул имена великих архитекторов, трудившихся над созданием фонтана. Венчает сооружение геральдический герб папы Климента XII.

Дворец Полли воспринимается как единый архитектурный ансамбль совместно с фонтаном Треви. Для нас дворец интересен тем, что в 30х годах 19 века второй этаж здания снимала княгиня Зинаида Александровна Волконская, пушкинская «царица муз и красоты». Здесь проходили её знаменитые "четверги", которые посещали: Стендаль, Вальтер Скотт, Брюллов, Кипренский, Щедрин, Вяземский, Жуковский, Глинка, Тургенев, Гоголь и многие другие знаменитости.
Дворец Полли воспринимается как единый архитектурный ансамбль совместно с фонтаном Треви. Для нас дворец интересен еще и тем, что в тридцатых годах 19 века его второй этаж снимала княгиня Зинаида Волконская, пушкинская «царица муз и красоты». Здесь проходили её знаменитые "четверги", которые посещали Стендаль, Вальтер Скотт, Брюллов, Кипренский, Щедрин, Вяземский, Жуковский, Глинка, Тургенев, Гоголь и многие другие знаменитости.

У фонтана Треви мы были и днем, и поздно вечером, когда расставались с Римом. Но об этом и о том, как надо бросать монетки в фонтан, чуть позже. 

А мы поспешили дальше, по направлению к площади Испании, впереди у нас был еще не один фонтан.

7. Церковь Сант-Андреа-делле-Фратте (Sant’Andrea delle Fratte)

Свое название, которое переводится, как «Базилика Святого Андрея в лесу», церковь получила от месторасположения. В то время, когда ее строили, а это происходило в 12 веке, здесь находился лес. 

Церковь знаменита оригиналами двух скульптур ангелов с моста Святого Ангела. Здесь находится ангел с надписью INRI и ангел с терновым венком (о мосте Святого Ангела и его скульптурах мы уже рассказывали ранее). Скульптуры ангелов размещены справа и слева от алтаря. 

Кроме того, церковь известна тем, что ее реконструкцией занимался Франческо Борромини. Колокольня и купол храма являются результатом его работы. 

Стоит сказать, что здесь похоронен известный русский художник-портретист Кипренский. Наверняка вы помните одну из его самых знаменитых работ-  портрет А. С. Пушкина.

Церковь Сант-Андреа-делле-Фратте (Sant'Andrea delle Fratte)
Скульптуры Бернини :"Ангел с надписью INRI" и "Ангел с терновым венком"

8. Палаццо Пропаганда Фиде (Palazzo di Propaganda Fide)

Это здание использовалось в качестве подготовки священников к миссионерской работе. По этой причине оно имеет соответствующее название-Дворец распространения веры. Здесь также находилась типография, религиозные издания которой печатались на всех языках, в том числе и на русском. Во дворце расположен музей миссионерской деятельности. В музее стоит посмотреть капеллу работы Франческо   Борромини и деревянную библиотеку Лоренцо Бернини. 

Кроме того, эти великие мастера имеют непосредственное отношение к архитектуре дворца. Фасад Палаццо Пропаганда, выходящий на площадь Испании, был отреставрирован Бернини. Он более строгий. В то время, как боковой фасад, со стороны улицы Виа деи Пропаганда, вычурный и богато украшен. Он принадлежит творчеству Борромини. Возможно, здание покажется вам ничем не примечательным, но интересна сама история соперничества двух гениальных архитекторов.

Side Facade of Palazzo di Propaganda Fide
Палаццо ди Пропаганда Фиде

Два фасада-почувствуйте разницу

9. Колонна Непорочного зачатия

Пройдя немного вперед, вы увидите колонну Непорочного зачатия. Колонна возведена Папой римским по случаю принятия догмата о непорочном зачатии Девы Марии. К слову сказать, этот догмат не признает православная церковь. У основания колонны расположены статуи пророков Моисея, Исайя, Давида и Иезекииля и содержатся выдержки библейских стихов. 8 декабря католическая церковь отмечает праздник Непорочного зачатия. В этот день Папа Римский приезжает на площадь к колонне и проводит мессу. Возможно, вы будете в Риме в это время и вам удастся увидеть понтифика своими глазами. Годовое расписание мероприятий, на которых присутствует Папа, можно посмотреть здесь.

Ну а мы, минуя колонну, держим путь к фонтану-лодочке. Фонтан спроектировал отец уже известного нам Лоренцо Бернини –Пьетро Бернини.

Колонна Непорочного зачатия

10. Фонтан «Лодочка» (La Barcaccia)

Лодочка или Баркачча- небольшой фонтан, но с удивительной историей. Темой для сооружения фонтана Пьетро Бернини выбрал наводнение 1598 года. В тот год вода поднялась из берегов Тибра и затопила центр Рима. Когда вода ушла, на суше осталась одинокая лодочка. Ее образ и взял за основу фонтана Бернини-старший. Только его «баркачча» стоит не на суше, а слегка подтоплена и находится в водной стихии.

Фонтан "Лодочка". Улицы, расположенные рядом с фонтаном, представляют собой центр модной жизни, здесь что ни дом, то бутик известной марки.
Фонтан "Лодочка". Улицы, расположенные рядом с фонтаном, представляют собой центр модной жизни. Здесь что ни дом, то бутик известной марки.

11. Кафе «Antico Caffe Greco»

Прежде чем пройтись по ступенькам знаменитой испанской лестницы, хочется обратить внимание на легендарное кафе «Antico Caffe Greco». Заведение расположено недалеко от фонтана по адресу Via Condotti, 86. Это самая старинная кофейня в Риме, ей более 250 лет. Прославили ее во многом знаменитости, которые очень любили здесь бывать. Среди посетителей кафе можно отметить Байрона, Гете, Стендаля, Листа, Бизе, Вагнера, Россини, Тютчева, Брюллова, Кипренского. В общем, богема литературы и искусства. Гоголь, живший неподалеку от кафе, писал здесь свои «Мертвые души». Вы можете увидеть на стене его портрет и написанные им строки из письма: «Нигде не пишется так хорошо о России, как здесь, в Риме…». И все-таки не понятно, почему многим писателям, безумно любившим Россию, лучше сочинялось о ней за границей?
 
Кроме портрета Гоголя, в кафе вы увидите более трехсот произведений искусства разных времен. Попросту говоря, наслаждаясь чашечкой кофе в атмосферном заведении, вы одновременно посещаете художественную галерею. Однако, следует учесть, что кофе и десерты здесь будут одни из самых дорогих. Это, собственно, не удивительно. Но присев за барную стойку, а не за столик, можно существенно сэкономить.

12. Испанская лестница. Церковь Тринита деи Монти (Chiesa della Trinità dei Monti)

Совсем недавно складывалось впечатление, что 138 ступеней Испанской лестницы строились в качестве лавочек для туристов или подиума для манекенщиц. Дело в том, что в конце лета здесь проходит показ высокой моды. В это время по Испанской лестнице грациозно дефилируют модели. Подумать только, как они умудряются шагать на высоких каблуках, не свалившись с неровных ступенек.

Испанская лестница и Церковь Тринита деи Монти. Не так давно туристам запретили сидеть на ступеньках лестницы, за нарушение полагается приличный штраф. Слава богу, запрета на ходить и стоять еще нет.
Испанская лестница и Церковь Тринита деи Монти. Не так давно туристам запретили сидеть на ступеньках лестницы. За нарушение полагается приличный штраф. Слава богу, запрета на ходить и стоять еще нет.
Испанская лестница. Церковь Тринита деи Монти

Рассматривая лестницу снизу, вы увидите двуглавую церковь Тринита деи Монти или Церковь Святой Троицы на холме Пинчо. Церковь была построена в 16 веке по распоряжению короля Франции Людовика XII. В то время политическое влияние Франции в Италии было достаточно велико. Стоит заметить, что в храме и сегодня проходят службы на французском языке.

Испанская лестница появилась немного позже. В XVII веке Испания купила у подножия холма дворец для своего посольства. В связи с этим неподалеку от него начали селиться испанцы, а площадь с тех пор стали называть Испанской. Спуск от церкви Тринита деи Монти до площади был неудобный и скользкий. Вот тогда и возникла необходимость сооружения лестницы. Однако, целью ее строительства было не только удобство передвижения. Лестница ознаменовала конец двухвекового противостояния французских и испанских королей, которые вели постоянные войны за сферы влияния. Идея возведения лестницы принадлежит французскому дипломату Этьену Гофье. Именно он предложил королю Франции объединить «лестницей дружбы» здания, являющиеся представителями обеих стран. Наверное, логичней было бы назвать эту лестницу французской или лестницей дружбы.

Поднимаясь по Испанской лестнице, обратите внимание на первое здание с правой стороны. Здесь расположен музей английских поэтов-романтиков Джона Китса и Перси Биши Шелли, которые проживали в этом доме.

Повернув голову налево, вы увидите английскую чайную «Бабингтон» (Babington’s), которую основали две леди в 1893 году. Здесь вы можете посидеть в атмосфере 19 века за чашечкой английского чая, выбрав один из пятидесяти сортов.  Наверное, не стоит акцентировать внимание на ценах, и так понятно.

Поднявшись по Испанской лестнице — оглянитесь назад.

В зданиях слева и справа расположены музей Джона Китса и Перси Биши Шелли и чайная «Бабингтон».
В зданиях слева и справа расположены музей Джона Китса и Перси Биши Шелли и чайная «Бабингтон».

Так вы сможете оценить панораму, которая предстанет перед глазами. Когда надоест фотографироваться, можно двигаться в сторону церкви.

Напротив входа в церковь Тринита деи Монти, установлен обелиск Саллюстия. Ранее монумент украшал сады этого древнеримского историка.Там он был найден и перевезен на новое место в 18 столетии. Несмотря на то, что обелиск похож на древнеегипетский, это всего лишь копия. Правда, сделана она еще в эпоху Древнего Рима. Иероглифы на монументе скопированы с оригинального обелиска Фламинио, установленного на площади Пополо. Но об этой площади чуть позже.

 А сейчас расскажем о том, на что стоит обратить внимание, посещая церковь. 

Прежде чем зайти в здание, поднимите глаза вверх, в сторону колоколен. Там вы увидите два вида часов: традиционные и солнечные.

Главная достопримечательность внутри церкви – фреска «Снятие с креста» Даниэле да Вольтерра, ученика и преемника Микеланджело. Фреска находится в капелле Бонфил. Кроме того, заслуживают внимания росписи в других капеллах и анаморфические фрески в коридорах монастыря, находящегося при церкви

Для удобства можно ознакомиться с ними, воспользовавшись официальным сайтом храма.

Далее мы направились к метро «Spagna», чтобы проследовать одну остановку до станции «Flaminio». Там находится нужная нам площадь Пополо. Ноги уже порядком устали, поэтому лучше воспользоваться транспортом.

13. Ворота Порта-дель-Пополо или Фламиниевы ворота

На площадь Пополо мы вошли через Фламиниевы ворота. Точно также попадали в город все те, кто ехал и шел по древней Фламиниевой дороге, начиная с античных времен. 

Внешний фасад ворот украшают скульптуры Святых Петра и Павла. А вверху над аркой очередной понтифик увековечил себя надписью: «Пий IV на третьем году правления увеличил ворота до этого размера и вымостил улицу Фламиния». Без всяких сомнений, делал он это самолично. Правда, стоит также сказать, что табличка с правой стороны гласит: «Римский сенат и граждане Рима для города Италии и счастья людей построили две арки». Строились арки в конце 19 века. Обратите внимание, что справа находится фонтанчик с водой. Мало ли, вдруг вам пить захочется.

Внутренний вид ворот, выходящий на площадь Пополо, разработал Лоренцо Бернини. Стоит отметить, что в связи с предстоящем визитом королевы Швеции Кристины, была осуществлена перестройка ворот. К слову сказать, после своего приезда Кристина не раз удивляла и шокировала Рим своими похождениями. Над воротами по случаю ее приезда написано: «В честь счастливого и благоприятного въезда, год 1655». 

14. Полощадь Пополо (Piazza del Popolo)

И вот мы на площади, которая имеет оригинальную планировку, придуманную великим Рафаэлем Санти и известным архитектором Антонио да Сангалло Младшим. Речь идет, о так называемом, трезубце. Он представляет собой три улицы, которые сходятся лучами к площади Пополо: ул. Рипетта, ул.Бабуина и центральная ул.Корсо.

Наименование площади в переводе с итальянского означает «народная». Сейчас она полностью соответствует своему названию. На площади всегда много беззаботно гуляющих туристов и римлян, наслаждающихся жизнью. По ней не ездят автомобили, а вечером эффектная подсветка делает ее романтичной. 

Но так было не всегда. В плоть до начала 19 века на площади стояла гильотина и проводились публичные казни. Подтверждением тому- мемориальная доска с надписью.

«В память о карбонариях Анжело Таргини и Леониде Монтанари, приговоренных к смертной казни по приказу папы, без доказательств и без судебной защиты на этой площади 23 ноября 1825 года…». Таким незатейливым способом Ватикан расправлялся с членами тайных обществ. Говорят, что слова, дискредитирующие церковь, позже были замазаны гипсом, но он не выдержал и отвалился.
«В память о карбонариях Анжело Таргини и Леониде Монтанари, приговоренных к смертной казни по приказу папы, без доказательств и без судебной защиты на этой площади 23 ноября 1825 года…». Таким незатейливым способом Ватикан расправлялся с членами тайных обществ. Говорят, что слова, дискредитирующие церковь, позже были замазаны гипсом. Но гипс не выдержал такой несправедливости и отвалился.
Фламиниевы ворота, слева от них- церковь Санта Мария дель Пополо. Вышеупомянутая мемориальная доска прикреплена на здании, расположенном напротив церкви.

15. Церковь Санта Мария дель Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo)

Место, где стоит церковь, в средние века римляне считали логовом чертей. Здесь находилась могила императора Нерона. Чтобы покончить с нечистью, останки императора были извлечены и брошены в Тибр. А на месте захоронения поставили часовню, которая позже была перестроена в церковь Санта Мария дель Пополо.

Внешне церковь ничем не примечательна, однако, внутри она хранит настоящие сокровища произведений искусства. Здесь можно увидеть подлинные работы Рафаэля, Караваджо, Бернини.  Одним словом, не тратя деньги на музеи, стоит прийти в церковь Санта Мария дель Пополо, чтобы посмотреть произведения знаменитых мастеров. Самые главные из них хранятся в двух капеллах: Чезаре и Киджи.

Капелла Чезаре расположена слева от главного алтаря. В ней находятся две знаменитые картины Караваджо: «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра».  Сюжет второй картины понятен, а про первую надо сказать несколько слов. Савл- римский юноша, ехал в Дамаск арестовывать христиан. Внезапно ночная пустыня озарилась светом, и голос Христа сказал ему прекратить свои деяния. От такой неожиданности парень свалился с лошади. Вскоре римлянин Савл стал Апостолом Павлом.

Капелла Киджи, вторая слева, хранит останки братьев-банкиров Киджи. Они похоронены в гробницах-пирамидах, созданных по проекту Рафаэля. Мозаика на куполе капеллы- тоже творение рук великого художника. 

После смерти Рафаэля работу над фамильной усыпальницей продолжил Лоренцо Бернини. Результатом его труда является круглая мозаика в центральной части. На ней изображен скелет ангела и две скульптурные композиции: Даниил со львом и Аввакум с ангелом.

Если вы смотрели фильм «Ангелы и демоны», то наверняка вспомните эпизод, который снимали здесь, в капелле Киджи. Речь идет о первой жертве- кардинале с выжженым клеймом, которого нашли под люком с изображением скелета. Кстати, этот люк расположен в центре капеллы. Кроме того, в кадре присутствует уже упомянутая скульптура «Аввакум с ангелом». Рука ангела указывает для главных героев направление -площадь Святого Петра. 

Официальный сайт церкви.

Церковь Санта Мария дель Пополо

Однако, вернемся на площадь Пополо. 

Рядом с церковью Санта Мария дель Пополо находится небольшой и достаточно скромный музей Леонардо да Винчи (Museo Leonardo da Vinci). Официальный сайт музея.

В центре площади возвышается обелиск Фламинио. Монумент был привезен из Египта императором Августом в качестве военного трофея. Обелиску уже более 3500 лет. У его подножия расположились чаши фонтанов со львами. Кроме них на площади имеется еще парочка фонтанов: фонтан «Нептун» и фонтан «Римская богиня». В центре фонтана «Римская богиня» возвышается богиня Рима, а рядом с ней — символы рек Тибр и Аньене. У ног богини — волчица, кормящая Ромула и Рема. 

От фонтана по лестнице Наполеона можно подняться на холм Пинчо, где вы найдете смотровую площадку. 

Фонтан «Римская богиня», терраса Наполеона и смотровая площадка.
Фонтан «Римская богиня», терраса Наполеона и смотровая площадка.

Но прежде чем подниматься на смотровую площадку, стоит обратить внимание на две церкви-близняшки. Они завершают ансамбль площади Пополо и дают начало трем улицам.

16. Церковь Санта-Мария-ин-Монтесанто (Santa Maria in Montesanto) и Санта-Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli)

Присмотревшись, можно заметить, что церкви не совсем одинаковые. С левой стороны, если стоять к фасадам лицом, находится овальная базилика Санта-Мария-ин-Монтесанто. Правая, Санта-Мария деи Мираколи, имеет круглую форму. Церковь Санта-Мария-ин-Монтесанто построили овальной формы по той причине, что иначе было невозможно вписать ее в существующую застройку. В работе над храмами участвовали три архитектора – Карло Райнальди, Лоренцо Бернини и Карло Фонтана.

Церковь Санта-Мария деи Мираколи получила свое название от чудотворной иконы Богородицы, которая по сей день находится в алтаре. «Miracolo» с итальянского переводится, как «чудо». В свою очередь, Санта-Мария-ин-Монтесанто имеет народное название «церковь художников». Связано это с тем, что прихожанами церкви уже долгое время являются художники, музыканты и писатели.

Обелиск Фламинио и две церкви-близняшки.
Обелиск Фламинио и две церкви-близнецы.

Прежде чем расставаться с площадью, хотелось обратить внимание на роскошный отель de Russie, расположенный на Виа дель Бабуино, 9.  Отель известен не архитектурой, но своими постояльцами. Среди них были русские аристократы, художники и композиторы. Во время своих путешествий в Рим в отеле регулярно останавливались Романовы. Hotel de Russie принимал русских артистов, здесь были Дягилев с труппой Русского балета и Стравинский. Сейчас имя Стравинского носит отельный бар отеля. Стоит сказать, что знаменитости любят Hotel de Russie с его рестораном и сегодня. Из зала ресторана можно попасть прямо в огромный парк, который занимает площадь 2800 кв. м. Террасы парка поднимаются непосредственно к вершине холма Пинчо. 

Возможно, вам захочется посетить это знаменитое заведение, выпить чашечку кофе, а мы отправились дальше.

От площади Пополо в наш отель мы возвращались пешком по улице Корсо, что переводится, как беговая. Но по ней мы точно не бежали, а не спеша заглядывали в бесчисленные магазинчики. Стоит отметить, что Корсо-улица для шоппинга. По пути нам попался дом № 18, где некогда проживал Гете. Улицей Корсо закончился наш маршрут третьего дня.

Была ли полезна данная статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Мы сожалеем, что этот пост не был полезен для вас!

Позвольте нам улучшить этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?