Необычные места Вильнюса

От razdiratel80

Эта заметка о необычных местах Вильнюса будет интересна и тем, кто исходил Старый город вдоль и поперек, и тем, кто приехал в столицу Литвы впервые. Побывав в Вильнюсе несколько раз, создается ощущение, что ты знаешь город наизусть. Но стоит изменить угол зрения, и он покажется городом-загадкой со своими тайнами и удивительными историями. Так было и с нами.

Мы приехали в уже давно знакомый Вильнюс на один день и, не смотря на холодную ноябрьскую погоду, отправились на поиски неизведанного нами.

Вильнюс и его необычные места

Свою экскурсионную программу мы начали с Кафедральной площади и Кафедрального костела. И не потому, что они обязательны для посещения согласно всем путеводителям, нас в большей степени интересовали работы итальянских скульпторов. Если вы читали наш рассказ о путешествии в Риме, то поймете, откуда такая увлеченность работами итальянских художников и архитекторов.

Кафедральный собор Вильнюс

Что касается Вильнюсского Кафедрального собора, то многие скульптуры фасада и некоторые внутри костела созданы знаменитым итальянским художником и скульптором Томмазо Риги. Каково было наше удивление, когда мы подошли к костелу и обнаружили рогатого Моисея! Рогатый Моисей, правда созданный великим Микеланджело Буонарроти, есть в Риме. Здесь же, в Вильнюсе, находится его собрат, творение — Томмазо Риги.

Отчего у Моисея вдруг появились рога- прочитайте наши заметки о Риме, это интересно.
Томмазо Риги создал для Вильнюсского собора композицию в верхней части фасада «Жертвоприношение Ноя» и горельефы, расположенные ниже, с изображением сюжетов из Нового Завета.

В нишах слева и справа от входа в костел расположились четыре скульптуры евангелистов работы Томмазо Риги.

Евангелисты: Св. Матфей с ангелом и Св. Марк со львом.
Евангелисты: Св. Лука с быком и Св. Иоанн с орлом.

Внутри собора находятся две скульптуры Томмазо Риги «Любовь к ближнему» и «Любовь к Богу».

В композиции “Любовь к ближнему” подающий слепому нищему не случайно изображен намного больше, именно такой огромной должна быть щедрость, милосердие и любовь к ближним.

Часовня Святого Казимира

В Вильнюсском Кафедральном соборе необходимо посетить часовню Святого Казимира, которая расположена справа от алтаря. К ней также имеют отношение итальянские мастера.

Две купольные росписи в часовне созданы итальянцем Микеланджело Паллони. На одной из них Святой Казимир поднимается на небеса и открывает книгу с его любимым гимном «Omni diae dic Mariae». Этому же художнику принадлежат две большие фрески на стенах: «Открытие гроба Святого Казимира» и «Воскрешение Урсулы».

Первая фреска изображает эпизод, когда было принято решение о канонизации Казимира, это произошло через 120 лет после его смерти. Вскрыв гроб королевича, церковнослужители увидели, что его тело за это время осталось нетленным. Вторая фреска рассказывает о чудесах исцеления, совершенных Св.Казимиром.

Часовня Святого Казимира. При жизни королевич Казимир был очень набожным человеком, вел аскетичный образ и принял обет целомудрия, в связи с чем отказался от брака с дочерью императора Германии. Он прожил всего 26 лет и умер от туберкулеза легких. Святой Казимир является покровителем Польши и Литвы, у его мощей верующие получают исцеление.

Над серебряным саркофагом Святого Казимира находится чудотворная икона «Трехрукий Казимир». Каждый, кто видит эту икону, задается вопросом: почему три руки? А дело в том, что мастер, создавший икону, решил переделать одну руку, показавшуюся ему не пропорциональной. И как он не старался закрасить прежний вариант, рука все равно проявлялась через какое-то время. Так и остался Казимир с тремя руками.

Трехрукий Казимир. В настоящее время икона украшена серебряным окладом.

4 марта в Польше и Литве отмечают День Святого Казимира. В Вильнюсе в это время проходит ярмарка Казюкаса. Ярмарка сопровождается народными гуляниями, торговлей ремесленными изделиями, национальной едой и напитками. Обязательными атрибутами праздника являются композиции из высушенных цветов и растений, пряники с текстами из Евангелии и связка баранок, которую необходимо повесить на себя и гулять с ней по ярмарке.

Но вернемся к Кафедральному собору. Собор являлся местом захоронения не только Святого Казимира, в его подземельях покоятся многие известные люди Великого Княжества Литовского. Среди них- одна из красивейших женщин Европы своего времени Барбара Радзивилл. Ее призрак-Черная Панна до сих пор бродит по замку в городе Несвиже, в Беларуси. А виной тому- трагическая история любви княжны Барбары из могущественного рода Радзивиллов и наследника польского короля Сигизмунда Августа. Несмотря на протесты влиятельных людей, в том числе матери Сигизмунда, молодые люди поженились. Но прожили они вместе недолго. Барбара, отравленная свекровью, умерла в страшных муках. Убитый горем, Сигизмунд с помощью черных магов вызвал дух Барбары, но ему ни в коем случае нельзя было прикасаться к призраку. Он нарушил это правило, в результате, душа Барбары, Черная Панна, до сих пор скитается по белорусскому Несвижскому замку, а призрак короля Сигизмунда бродит по замку в польском Кракове.

О Барбаре Радзивилл написаны произведения польских, литовских, белорусских писателей, о ней ставят спектакли и балет, снимают фильмы, ее образ изображен на многих картинах.

Картина Войцеха Герсона «Дух Барбары Радзивилл»
В Вильнюсе недалеко от Ратуши на улице Vokiečių есть памятник Барбаре Радзивилл, правда, весьма своеобразный.

Подземелья Кафедрального собора открыты для посещения, поскольку они являются частью Музея церковного наследия. Однако, экскурсанты должны оценить свои физические возможности: чтобы сохранить подлинность пространства, здесь были оставлены оригинальные проходы и в некоторых местах они очень узкие.

Музей церковного наследия включает в себя также колокольню Кафедрального собора и экспозиции в костеле св. Михаила Архангела, где можно посмотреть удивительной красоты сокровищницу, собранную из даров литовско-польских магнатов. В начале Второй Мировой войны сокровищница была замурована в одну из стен Кафедрального собора, и обнаружили ее лишь в 1985 году при реставрационных работах. Однако, боясь того, что сокровища собора увезут в Москву, о находке умолчали. И только в 2009 году драгоценные кресты, кубки, чаши и прочие церковные реликвии стали доступны для широкой публики. Вот как об этом событии писала газета «Коммерсантъ» в 1998 году:

Осматривая Кафедральную площадь, вы увидите также Дворец Великих Князей Литовских, от которого был переход прямо в часовню Святого Казимира, памятник князю Гедимину – основателю Вильнюса и, возможно, обнаружите плитку Stebukla. 

Плитка является памятным знаком о мирной демонстрации “Балтийский путь”, которая проходила 23 августа 1989 года, здесь было ее начало. В этот день жители Литвы, Латвии и Эстонии взялись за руки и образовали в знак единства длинную живую цепь. Участие в акции приняли более 2 миллионов человек. 

Демонстрация "Балтийский путь"

Если вы в Вильнюсе первый раз, то стоит посмотреть еще ряд обязательных достопримечательностей, расположенных неподалеку от Кафедральной площади: здания Нового и Старого Арсеналов, сегодня в них размещены экспозиции Национального музея Литвы. Официальный сайт национального музея Литвы.

От Старого Арсенала можно подняться на фуникулере на Башню Гедиминаса, расположенную на Замковой горе. Главное, ради чего сюда забираются-это обзорная площадка с видом на древний город. При входе в здание Нового Арсенала стоит памятник королю Миндовгу – основателю Великого княжества Литовского. День его коронации (6 июля) отмечается в Литве как национальный праздник — День Государства.

Памятник королю Миндовгу

В пяти минутах ходьбы от Кафедральной площади находится самый узнаваемый храм Вильнюса- костел Святой Анны, который поразил своей красотой даже Наполеона Бонапарта.

Гуляя по Вильнюсу, вы обязательно обратите внимание на тот факт, что он является настоящим городом храмов. Здесь сохранилось много старинных церквей разных конфессий. А начало этому положил князь Гедемин. Именно он, основав Вильнюс, пригласил селиться в нем ремесленников, торговцев, земледельцев, монахов из разных городов Европы, освободив их от налогов на 10 лет. Приехавшие несли сою культуру и религию. Сам же Гедимин считал, что «все мы обращаемся к одному Богу, только каждый по своим обычаям».

Памятник Фонарщику

Кроме Кафедрального собора, в наши планы входило посещение еще двух храмов Вильнюса. Но вначале мы хотели посмотреть любопытные памятники. Один из них-памятник Фонарщику, который входил в наш список необычных мест Вильнюса. Поиск этой скульптуры превратился в настоящий квест. Зная приблизительное его местоположение, мы стали уточнять у прохожих, где он находится. Но они не имели не малейшего понятия. Молодой человек, выгуливавший собаку, показался нам местным, но он тоже о таком не слышал. Правда, любезно поискал в смартфоне и дал нам направление, куда идти. Но поиски были безуспешны. Наш квест разрешили всезнающие торговцы сувенирами. Сначала и они не поняли, что мы пытаемся найти, но потом добродушно рассмеялись и показали за угол. Увидев Фонарщика, мы слегка опешили и от его размеров, и от того, что проходили мимо него несколько раз, не обратив никакого внимания.

Памятник Фонарщику, скульптор Витаутас Наливайка

Чем же нас так заинтересовал Фонарщик? Прежде всего тем, насколько жители Вильнюса чтят память своих предков-горожан. Около ста лет назад из-за ненадобности профессия фонарщика исчезла. А до этого времени они играли важную роль в жизни города. Вот и на этом памятнике скульптор изобразил бронзового фонарщика, который стоит на стремянке и зажигает воображаемый фонарь.
Но вряд ли мы обратили бы внимание на памятник, не читая книгу Макса Фрая «Сказки старого Вильнюса». Вот отрывок из нее:
«…Я стою, верчу головой, не могу понять, куда именно следует смотреть. Что за Фонарщик? Где он?
Наконец до меня доходит, что Лорета имеет в виду уличную скульптуру. Высокий узкий постамент, на постаменте обломок лестницы, по лестнице взбирается мелкий лысый мужик в балахоне до колен. Руки воздел к небу, пальцы растопырил, однако никакого фонаря при нем нет.
Я спрашиваю:
— Почему — Фонарщик?
Лорета говорит:
— Ну как это — «почему»? Да хотя бы потому, что всего две сотни лет назад <…> в городе поставили фонарные столбы, наняли фонарщиков, чтобы зажигали свет после заката, следили за ним всю ночь, подливали масла, подкручивали фитили, гасили под утро <…> Кому и ставить памятник в самом сердце Старого города, если не фонарщику.
Я говорю:
— Да погоди ты. Фонарщики круты, кто же спорит. И памятники им пусть хоть на каждом углу ставят, я не против. Но из чего следует, что этот дядя — именно фонарщик? Где его фонарь?
Лорета говорит:
— Фонарь у него, надо понимать, невидимый. Несуществующий. Совершенно невозможный, несбыточный фонарь. <…>
Я спрашиваю:
— Слушай, неужели до сих пор никто ни разу не пытался всучить ему фонарь? По-моему, на руку как раз прицепится. И залезть туда — раз плюнуть.
Лорета хмурится, вспоминая. Говорит:
— А знаешь, не припомню такого. Вот банка с пивом регулярно у него в руке появляется. Студенты угощают. Потому что залезть и правда несложно. <…>
Я говорю:
— Знаешь, что? Сейчас мы с тобой это исправим. Если, конечно, ты мне подскажешь, где в это время суток можно купить фонарь…»

И нужно заметить, что ситуация действительно была исправлена: когда мы увидели памятник, на руке фонарщика висел фонарь. А вот кто его повесил- история об этом умалчивает, но кто бы это ни был, его явно впечатлили герои Макса Фрая. Возьмите эту книгу себе на заметку, прочитав ее, вам обязательно захочется посетить Вильнюс.
Сейчас, по прошествии времени, наши поиски Фонарщика вызывают улыбку. Но именно такие приключения в путешествиях оставляют эмоциональный след. Обыкновенный рассказ экскурсовода мы бы забыли через несколько дней.

 

Памятник врачу Цемаху Шабаду в Вильнюсе

Оценив Фонарщика, мы отправились искать следующий памятник, который также посвящен жителю Вильнюса, но уже не собирательному образу, а конкретному человеку, имя которого доктор Цемах Шабад. Памятник доктору расположен в старом еврейском квартале на улице Mėsinių, и на этот раз мы нашли его достаточно быстро.

Подпись: Надпись на памятнике гласит: "Гражданину города Вильнюса, доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита"

О том, что доктор Цемах Шабад был прообразом Айболита, писал сам Корней Чуковский: «…Доктор Шабад был очень любим в городе, потому что он лечил бедняков, голубей, кошек… Как-то утром пришли к нему трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил проклятый крючок…
Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: «Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока».
Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».

Цемах Йоселевич (Тимофей Осипович) Шабад родился в Вильнюсе, во время Первой мировой войны работал военным врачом в русской армии. Вернувшись в Вильно, он открыл свою частную практику и одновременно вел активную общественную и научную деятельность.
Доктор Шабад всю свою жизнь боролся за права бедных, он инициировал открытие детских приютов, выступал за доступность медицины для малообеспеченных. Когда он умер, весь город собрался, чтобы отдать дань памяти человеку, который никогда и никому не отказывал в помощи. И сейчас памятник, который стоит прямо на тротуаре, создает ощущение, что доктор находится рядом с нами.

Мы пожали руку самому доброму доктору и поспешили дальше, к костелу Святого Духа. Из множества храмов наш выбор пал именно на Доминиканский костел по нескольким причинам: ему посвящены прекрасные строки из цикла стихов Иосифа Бродского о Литве; костел считают одним из самых красивых в Вильнюсе; с подземельями костела связано много тайн и загадок.
Но начнем по порядку.
Иосиф Бродский очень любил Литву, он писал, что «поездки в Литву превратились для меня в функцию организма, от которой трудно отвыкать и которую трудно заменить». Будущий нобелевский лауреат не раз гостил в Вильнюсе у своих друзей, которые жили неподалеку от костела Святого Духа. Именно этому храму поэт посвятил следующие строки:

Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костёл, пустой об эту пору,
сядь на скамью и, погодя,
в ушную раковину Бога, закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
-Прости меня.

Войдя в костел, мы были крайне удивлены: скромный снаружи, он оказался очень нарядным внутри. Играл орган, мы сели на скамью, как советовал в своих стихах Иосиф Бродский. И в этот момент казалось, что в мире больше ничего нет, только ты, музыка и светоносные ангелы вокруг.

Костел Святого Духа и относящийся к нему Доминиканский монастырь имеют сложную судьбу. Костел неоднократно горел и отстраивался заново, в его стенах французы в 1812 году устроили больницу, а позже, царские власти России разместили в монастыре тюрьму. Именно в ней отбывали наказание участники восстаний под предводительством Костюшко и Калиновского.

Рассказывая о костеле Святого Духа, нельзя не упомянуть об известных подземельях, которые в настоящее время полностью не изучены. Подземелья расположены на нескольких уровнях и образуют целые лабиринты. Здесь погребали служителей церкви, знатных горожан, но не только их. По остаткам военной формы полагают, что в подвалах хоронили военных армии Наполеона, и это логично, ведь наверху находился их госпиталь.

Считают, что в этих же подземельях хоронили жертв эпидемий холеры и чумы, преступников и заключенных.

При исследовании подвалов было обнаружено замурованное помещение с останками большого количества людей, возможно, погребенных заживо. Предполагают, что это дело рук инквизиции. Ведь именно в руках доминиканского монашеского ордена, к которому относился монастырь, были сосредоточены основные функции инквизиции. «Domini canes» в переводе с латыни означает «Псы Господни», вот и являлись монахи ордена сторожевыми псами католической веры.

Существует версия, что подвалы костела связаны тайным ходом с подземельями других зданий Старого города, а некоторые туннели ведут даже в Тракайский замок- резиденцию литовских князей. Говорят, что что одним из тайных ходов подземелья костела пользовались для своих встреч Барбара Радзивилл и Сигизмунд.

В настоящее время в подземелья не пускают, поэтому мы, послушав орган, отправились дальше.

Прежде чем рассказать о достопримечательности, которой мы завершили свой маршрут, хочется сориентировать читателей по местам, обязательным для посещения в Старом городе Вильнюса.

Костел Святой Екатерины

Недалеко от Костела Святого Духа стоит обратить внимание на симпатичный костел Святой Екатерины. Его также упоминал в своих стихах Иосиф Бродский:

«Родиться бы сто лет назад
и, сохнущей поверх перины,
глазеть в окно и видеть сад,
кресты двуглавой Катарины;»

Сегодня здание костела используют для проведения концертов классической музыки. Более подробно об экскурсиях и концертах в костеле Святой Екатерины можно узнать на официальном сайте  

Комплекс Вильнюсского университета

 Обязательным для посещения в Вильнюсе является комплекс Вильнюсского университета, который занимает целый квартал и включает 13 дворов разных архитектурных стилей. В каждом дворе можно найти что-то особенное: старинную библиотеку, обсерваторию, костёл Святых Иоаннов и колокольню. Вход для туристов на территорию университета платный. С экскурсиями, которые проводятся внутри комплекса можно ознакомится на официальном сайте университета .

Президентский дворец

Напротив Вильнюсского университета расположен Президентский Дворец. Если вы окажетесь здесь в воскресенье, то сможете посмотреть торжественную церемонию смены флагов с участием роты Почетного караула Литовской армии, одетую в современную форму и средневековые рыцарские доспехи. Кроме того, Президентский Дворец можно бесплатно посетить в составе экскурсии, но ее нужно забронировать заранее. Об экскурсии и церемонии смены флагов можно прочитать на официальном сайте президента Литовской Республики.

Дворец Радзивиллов

По соседству с Президентским Дворцом расположен дворец Радзивиллов. Сдержанное, но одновременно роскошное здание дворца считалось в свое время самым красивым в городе. Богатейший и влиятельный род Радзивиллов будет часто встречаться в наших заметках. Ведь короли без короны- князья Радзивиллы на протяжении многих веков занимали высшие государственные посты и входили в политическую элиту Великого Княжества Литовского. В настоящее время во дворце Радзивиллов расположен музей, официальный сайт музея.

Успенский кафедральный собор

Если вы интересуетесь православными храмами, то стоит зайти в Успенский Кафедральный собор (Пречистенский).  Собор был основан в 1346 году и строился киевскими зодчими по подобию Софийского храма в Киеве. Истрия его непростая, а порой трагическая. Здание страдало от пожаров, было заброшено, потом в нем размещался анатомический театр, ветеринарная клиника со скотолечебным отделением, ютилась беднота, а в алтарной части находилась кузница. В 1867 благодаря поддержке императора Александра II храм начали восстанавливать. Однако, после реконструкции собор сменил свой прежний облик на грузинский стиль. В храме находятся иконы Святых: князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены, привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга, а также чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которую подарил царь Александр II. Официальный сайт собора 

Церковь пресвятой троицы

Из греко-католических храмов можно посетить Церковь Пресвятой Троицы, которая является частью бывшего Базилианского монастыря. В кельях монастыря в XIX веке находилась тюрьма, где отбывали наказание участники тайного студенческого общества Вильнюсского университета, одним из которых был поэт Адам Мицкевич. В его келье, названной «кельей Конрада», собирались по ночам соратники-заключенные. Те, кто читал поэму Мицкевича «Дзяды», догадались, что Конрад — герой книги, а действие ее третьей части разворачивается в этой келье. Сейчас в «Келье Конрада» размещается музей, вернее экспозиция, до музея она не дотягивает. 

Ратуша

Гуляя по Старому городу Вильнюса, вы, конечно, не минуете Ратушу. Ранее здесь размещались магистрат, суд, казна, склады оружия, в подвалах здания – тюрьма, а в настоящее время проходят концерты, фестивали, выставки. О предстоящих событиях в Ратуше можно узнать на ее официальном сайте 

Компас

На Ратушной площади трудно не заметить Компас, который выложен на брусчатке в память о путешествии на Святую Землю (1582 – 1584) Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Радзивилл Сиротка внес большой вклад в изучение Южной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Свое путешествие он описал в книге «Похождения в Святую землю». 

Пятницкая церковь

Недалеко от Ратушной площади расположена Пятницкая церковь. Этот православный храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы известен прежде всего тем, что Петр Первый отслужил в нем благодарственный молебен за победу над шведским королем Карлом XII. Здесь же он крестил арапа Ибрагима Ганнибала, прадеда А. С. Пушкина. Возле церкви установлен памятник А. Пушкину и И. Ганнибалу.

Район Ужупис

Самым оригинальным и богемным районом Вильнюса считается район Ужупис. Даже название у русскоязычного человека вызывает улыбку, хотя перевод его с литовского достаточно прозаичен: Заречье. Оригинальность района заключается в том, что он позиционирует себя в качестве отдельного государства со своим флагом, конституцией, гимном, президентом и днем Независимости 1го апреля. На стене по улице Paupio вы можете прочитать конституцию Ужуписа на разных языках. Район полностью пронизан атмосферой творчества и свободы, здесь находятся художественные мастерские и галереи.

Костел Святых Петра и Павла

Немного вдалеке от туристических маршрутов расположен костел Святых Петра и Павла, известный лепниной итальянских скульпторов Г.П. Перти и Г.М. Галли. Более двух тысяч фигурных композиций, скульптур и горельефов украшают интерьер храма. Сайт костела .

Тракай

Рассказ о главных достопримечательностях Вильнюса будет не полным, если не упомянуть окрестности столицы. Речь идет о городе Тракай. Тракай расположен в 30 километрах от Вильнюса в живописной местности среди озер. Его знаменитый замок находится на острове и соединен с сушей деревянным мостом. В Тракай стоит ехать не только за историей и яркими пейзажами, здесь обязательно надо отведать блюда караимской кухни. Полезную информацию можно узнать на сайте города.

Ну а мы вернемся к нашему маршруту, который завершался у Острой брамы. И это было достаточно символично. Здесь, у единственно сохранившихся городских ворот, когда-то заканчивался Вильнюс, здесь и мы заканчивали свою экскурсионную программу. 

Острая брама с внешней стороны. «Ostra brama» с польского языка переводится как «Острые ворота», но встречаются и другие названия: «Ворота рассвета», поскольку смотрят они на восток, ворота Медининкай, так как через них проходил путь в город Медининкай.
Острая брама с внутренней стороны, при выезде из города.

Однако, нас в большей степени интересовали не ворота, а чудотворная икона Божьей Матери, важнейшая святыня Литвы. Но начнем по порядку.
Не доходя до ворот, с левой стороны, расположен костел Святой Терезы. Внутри храм богато украшен лепниной, фресками, его главный алтарь — один из самых красивых в Литве. Особую атмосферу в храме создает звучание органа.

Костел Святой Терезы был частью монастырского комплекса кармелитов. При монастыре находилась самая первая в Литве пивоварня. Отличились монахи монастыря еще и тем, что принимали активное участие во время восстания Костюшко.
Когда кармелиты строили монастырь, их очень беспокоил тот факт, что над городскими воротами в маленькой нише находится ничем незащищенный образ Божьей Матери. Сама же икона охраняла город от врагов и благословляла путников. Во время войны со шведами произошло чудо, совершенное иконой. Шведские солдаты, оккупировавшие Вильнюс, стерегли ворота города. От безделья они стали надсмехаться над образом. И в один момент, в Великую субботу, крепко висящие ворота, сорвались и упали на стражу, придавив насмерть несколько солдат. Таким образом икона наказала за кощунственное отношение к святыне.

Для иконы монахи построили деревянную часовню. Часовня сгорела, но образ не пострадал: пламя огня остановилось прямо у иконы. На месте сгоревшей деревянной часовни была возведена каменная.
Сегодня в часовню можно пройти по галерее из костела Святой Терезы. Сюда едут паломники из разных стран. Остробрамскую Божью Матерь почитают и православные, и католики. На стенах часовни повсюду серебряные сердечки- знак благодарности исцелившихся.

Чудотворную икону называют по- разному: Вильнюсская Мадонна, Остробрамская Божья Матерь, Мадонна Ворот Рассвета, Звезда Рассвета. В 1927 году икона была благословлена Папой Римским и получила имя Матери Божьей Милосердной.

Икона буквально притягивает к себе, как магнит. Мы посещали чудотворный образ не один раз, но вновь приезжая в Вильнюс, всенепременно направлялись к нему.

У часовни Остробрамской Божьей Матери мы завершили свою экскурсионную программу и направились в кафе национальной кухни.
На наш взгляд, в Вильнюсе в обязательном порядке необходимо попробовать местные блюда и напитки: суп в ржаном «горшочке» с лесными грибами, цеппелины, блины Жемайчу, свиные уши, копченую рульку, kepta duona (ржаные сухарики с сыром), суктинис -литовскую медовуху и литовское пиво.

Возвращаясь из кафе в отель, мы изрядно замерзли и решили согреться. Все-таки конец ноября-не самое лучшее время для визита в Литву. Подходящим местом для согрева оказался бар «Пьяная пчела» (Girta Bite), находившийся как раз на нашем пути. Название заведения нам напомнило «П’яну вишню» во Львове, но это совсем другая история, которую можно прочитать в заметках про Львов.
Зайдя внутрь бара, мы вначале остолбенели: в помещении был настоящий улей из людей, который как ничто соответствовал названию заведения. Реально трудно было протолкнуться к бармену, не говоря уже о том, чтобы расположиться за столиком. Но выпивка до такой степени хорошо согревала, что не было необходимости находиться в помещении. Все напитки бара сделаны на основе меда: медовое пиво, вино, виски. Их крепость составляет от 6 до 75 %. Мы с успехом пробрались к выходу, держа в руках заветный золотой поднос с медовухой разных видов.

Глядя на этот золотой поднос с медовыми напитками, мы невольно вспомнили стихи Бродского, посвященные Литве: Коньяк в графине — цвета янтаря, что, в общем, для Литвы симптоматично. Коньяк вас превращает в бунтаря. Что не практично. Да, но романтично. Он сильно обрубает якоря всему, что неподвижно и статично.

Пока мы грелись медовухой, за соседним столиком расположилась стройная русскоязычная девушка со своим спутником- полноватым французом. Алкоголь сделал свое дело-мы разговорились. Француз, как домашний питомец, все понимал, но сказать не мог. За него рассказывала девушка. Оказалось, что он работает в России, занимается сельским хозяйством. Мы поговорили о винах, сырах и прочих вещах, о которых иностранец скучал вдали от Франции. Вскоре они отправились тусить дальше в ночной клуб, а мы продолжили размышлять над вопросами, которые родились во время этой короткой встречи.

А потом мы вспомнили весь день, проведенный в Вильнюсе, и в нашей голове всплыли строки белорусского поэта: «Як добра, што Вільня не наша – была б з яе толькі параша».
Посмеявшись над этими словами после выпитой медовухи, мы направились в отель.

Завершая наш рассказ, хочется дать читателям несколько советов.
-Не бойтесь первый раз приезжать в Вильнюс, думая, о том, что к русскоязычным существует неприязнь. Сколько бы мы не обращались к местным жителям, всегда получали доброжелательное и отзывчивое отношение. Даже если это были молодые люди, не знающие русский язык (что часто встречается), они все равно старались помочь.
-Если вы еще не были в Вильнюсе, вам окажет помощь сайт, где можно найти много полезной информации о городе 
-Приезжайте в Вильнюс, даже если вам кажется, что здесь уже нечего смотреть. Посетите знакомые места, праздно гуляя по улицам. Вильнюс — это место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Любое путешествие –это маленькая жизнь. И пусть мы были в Вильнюсе совсем не долго, это все равно была маленькая, прожитая нами жизнь, с большими эмоциями и впечатлениями.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ